Trotil
Собираюсь немного рассказать о двух музеях в Ийттале (100 км от Хельсинки).

1) Музей наивного искусства. ( Naïve Art, naivistit.fi/ )

Не знаю, почему, но до посещения часть людей считало, что это музей работ аутистов. На самом деле нет. Как нам рассказали, на выставке представлены работы 46 местных художников, для которых изобразительное искусство не является основной деятельностью. Все они стали рисовать в довольно сознательном возрасте, стараясь это делать хорошо, т.е. совмещая свою практику рисования с изучением теоретических основ в художественных школах. Почти все картины можно приобрести. Ценник начинается где-то от 200-300 евро, и за довольно интересные произведения они просят 1500-2000 евро. Картины для выставки отбирает куратор по месту жительства. Художники обычно рисуют воспоминания детства, своё видение мира и т.д. Для меня показалось несколько неожиданным, что художникам присущ весьма единообразный стиль работ, сразу видно невооруженным глазом, где заканчивается экспозиция одного художника и начинается набор картин другого. Люди, роботы, животные, дома.

Собственно, вот и работы (фотографировал в т.ч. и для того, чтобы внимательно посмотреть дома):

читать дальше

Нагуглился кусочек прошлогодней выставки: aheikkinen.wordpress.com/2017/08/20/naive-art-e...

2) В том же местечке расположено крупное стекольное производство в совокупности с музеем стекла.
Здесь очень кстати оказалась экскурсия, потому что представленные стенды были почти без пояснений на английском языке, а самостоятельно догадаться о замысле представленных экспонатов не всегда легко. В качестве примера продемонстрирую первые четыре стенда сначала без пояснений. Попробуйте поразмышлять что здесь и к чему. У меня было минут 5 свободного времени перед экскурсией, так что я как раз изначально оказался в роли такого обычного наблюдателя.










Без пояснений это ну просто разные образцы производства - вот что можно вынести из увиденного.

Оказывается, первый стенд повествует о ранних этапах стекольного производства и те ёмкости, что ближе ко мне - производство примерно столетней давности и мы видим, что использовался иной состав стекла - местный кварцевый песок, который не отличался качеством и чистотой. поэтому изделия получались с оттенком голубого, красноватового, зеленого. Для сравнения в дальней части стенда - современное "чистое" производство, сырьё теперь привозят откуда-то ещё + используется другой состав примесей. Самого кварца в составе современного стекла, если я не ошибаюсь, около 65%.

Второй стенд - классическая форма изделия финского дизайна стекла, придуманная Алваром Аалто. Аалто в XX веке - это как Норманн Фостер сегодняшего дня или французский Ле Корбюзье. Будете в Выборге - загляните в местную библиотеку. Здание 30-ых годов построено этим мэтром и даже в наши дни оно кажется немного футуристичным как снаружи, так и внутри (на мой взгляд, особенно внутри). Правда, когда войдёте внутрь, вам сперва покажется, что где-то вас обманывают - вся мебель будто бы куплена в наши дни в Икее. Сюрприз! Эта гнутая мебель спроектирована Алваром в те же 30-тые годы для библиотеки и только-только спустя несколько десятилетий получила широкое распространение. Икеевская мебель - лишь развитие идей Аалто с небольшими изменениями. При реставрации (окончание - 2014 год) формы мебели остались прежними, материал кое-где обновили. Ладно, что-то я отвлёкся собственным повествованием :) Продолжаю про стекло и про речь экскурсовода. Аалто пригласили на фабрику с целью обновить ассортимент и придумать новые формы. Он и обновил. Через пару лет ваза полетела на выставку искусства в Милане и собрала там все первые места и моментально получила общемировую известность. Говорят, ваза такой формы есть почти в каждом финском доме. Подробнее про вазу и эту знаменитую форму можно почитать здесь: ссылка.

Третий стенд. Хрусталь, который, как всем известно, имеет высокое содержание свинца для придания нужных декоративных свойств изделию. В ближней экспозиции представлен хрусталь ручной работы, стоимость изделий высокая, в дальней части пример автоматизированного производства. Экскурсовод рассказывала про этот стенд немного. Но нам, россиянам, про хрусталь что-то новое рассказать непросто :)

Четвёртый стенд. Здесь мы видим причудливую шершавую поверхность стаканов и ваз. А изначально получили такую форму поверхности путём заливки расплавленного стекла в деревянную нишу. Стекло прожигало в деревянной форме минитрещины и застывало в таком виде. В дальнейшем эту технологию усовершенствовали, к сожалению, не запомнил, как. Фотография тоже не очень удачной вышла.

Далее экскурсовод рассказал о дизайнерском развитии стекольного производства и оставшуюся часть экспозиции мы осматривали самостоятельно.

Это современный дизайн и схематичное изображение производства. Некоторые фотографии можно посмотреть на Трипадвизоре:
www.tripadvisor.ru/ShowUserReviews-g262036-d847...

Случайно наткнулся на иллюстрированный обзор другого финского музея стекла: terve-suomi.com/kotka/kuda-pojti/471-steklo-kar...
Думаю, ссылка может быть кому-то интересной для полноты картины. Публикую её здесь.
На сегодня пока всё. Пора спать.